Переосмысление роли нравственного образования в процессе построения общества, свободного от коррупции

 Картина из серии «Огненная Скрижаль», написанная казахстанской художницей Ляззат Сержан

В процессе борьбы с коррупцией человечество выработало множество механизмов контроля отдельных людей и различных групп. Чем искуснее становятся эти механизмы, тем более изощренные методы обойти эти системы контроля изобретаются.

Само явление коррупции, как и другие болезни нынешнего общества, требует трансформации не столько на уровне выработки механизмов борьбы с этими явлениями, сколько на всех уровнях жизни отдельных людей и сообществ — нравственном, экономическом, социальном.

Каким образом такие явления, как алчность, продажность, несправедливость уступят место благородству, порядочности, справедливости в нашем обществе? Что породит доверие, сотрудничество и стабильность в стране? Очевидно, что требуются глубокие изменения в сердцах и умах людей, пересмотр концепций и допущений, на которых основываются отношения, связывающие индивидуумов, институты и общество в целом, и которые определяют пути решения проблем, с которыми сталкивается современное общество. Что послужит толчком к такой глубокой трансформации?

«Человек – высший талисман. Недостаток правильного образования лишает того, чем он обладает от рождения. … Одно лишь образование дает возможность обратить эти богатства на пользу людям». Образование – это больше, чем процесс овладения узкой областью знаний или обучения набору жизненных навыков. Образование, которое должно стать императивом развития, наряду с изучением законов устройства Вселенной и развитием физических сил должно также взращивать духовные устремления человека, прививать необходимые моральные качества, закладывая прочный фундамент, позволяющий человеку делать нравственный выбор, основываясь на высоких стандартах.

«До тех пор, пока подчинение установленным правилам, порядок и хорошее управление не достигнут того уровня, когда каждый человек поймет, что, даже приложив большие усилия, он не сможет отклониться и на волосок от праведности, желаемые реформы не могут считаться полностью осуществленными.

Кроме того, любое средство, будь оно даже орудием для достижения величайшего блага человечества, может быть использовано неверно. Его должное или неправильное применение зависит от различной степени просвещенности, возможностей, веры, честности, преданности и благородства лидеров общественного мнения.»

3 thoughts on “Переосмысление роли нравственного образования в процессе построения общества, свободного от коррупции

  1. Наряду с образование, безусловно постоянно совершенствующийся, необходимо, на мой взгляд, совершенствовать все аспекты нашего общества, экономика, социальная политика и многое другое, когда в обществе много только образовательных реформ, Сответственно, мы только читаем голые призывы на билбордах: заплати алименты, не бери взятки, которые не могут призвать измениться человека

    1. Маржан, спасибо за Ваш комментарий. Статья лишь обозначает роль нравственного образования и приглашает читателя к размышлению. Как об этом и упоминается, для глубокой трансформации общества требуется преобразование всех аспектов жизни и нравственное образование – лишь одно из спектра усилий в построении общества, свободного от коррупции. Перед сегодняшним обществом возникает множество вопросов, требующих переосмысления. Подвергает ли общественный дискурс сомнению принципы, на которых основаны современные человеческие отношения, отношения общества и государства, человека и общества? Основан ли он на принципах единства всей человеческой семьи или делит участников на «нас» и «их», отличает ли его равенство прав мужчин и женщин или они противопоставлены друг к другу, учитывает ли благородную природу человека или отводит ему роль высокоинтеллектуального животного, заботящегося о своей выгоде, признает ли сотрудничество в качестве руководящего принципа в подходах к решению проблем, с которыми сталкивается общество или соперничающие методы все еще являются преобладающими у лидеров общественного мнения?
      С другой стороны – что мы понимаем под нравственным образованием, если придаем ему такую значимость? Где оно происходит? Где должны взращиваться духовные устремления человека, прививаться необходимые моральные качества, которые позволят человеку сделать нравственный выбор? Способны ли нынешние семьи взять на себя такую ответственность? Какие силы влияют на человека и общество в целом? Будет ли достаточным, если задачу нравственного преобразования возьмут на себя только образовательные учреждения или к этому должны подключиться другие общественные институты? Какая роль в этом процессе отводится отдельному человеку?

Добавить комментарий для Lyazzat Yangaliyeva Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *